Греческий миф повествует о несчастном юноше по имени Нарцисс. Сын речного бога Кефисса и прекрасной голубой нимфы Лириопы из города Фесп, покорял своей красотой женские сердца. Еще прорицатель Тересий сделал свое первое предсказание матери Лириопе о том, что сын ее Нарцисс проживет до преклонного возраста, если не увидит собственного лица. Нарцисс был прекрасен с младенчества, а когда ему исполнилось 16 лет, за плечами было полно плененных красотой юноши, но отвергнутых горделивым Нарциссом представителей обоего пола.
Среди отвергнутых влюбленных оказалась и нимфа Эхо, пленённая его красотой. Ее голос можно было услышать лишь в бессмысленных повторениях чужих восклицаний в наказание от Геры, за то, что заговорила богиню длинными речами, позволив любовницам мужа Геры скрыться.
Однажды Нарцисс собрался ставить сети в охоте на оленей, и Эхо по пятам пошла за ним в лес. Эхо хотелось окликнуть Нарцисса, но наказание не позволяло ей этого сделать. Нимфа молча жестоко страдала, идя по пятам вслед за возлюбленным, пока Нарцисс не отстал от своих спутников. Тогда он окрикнул,озираясь: «Есть кто-нибудь здесь?» и нимфа вторила ему: «Здесь!...». Нарцисс крикнул: «Прийди! Почему ты избегаешь меня? Пойдем со мной!» и нимфа Эхо, выйдя из укрытия, повторяла: «Пойдем со мной!». Увидев ее, Нарцисс сказал: «Лучше я умру, чем лягу с тобой!» и убежал, а нимфа под заклятием Геры, умирая от стыда и обиды, повторяла его слова: «Лягу с тобой!». Эхо осталась жить в лесу, скрываясь в горных расщелинах и потом умерла от неразделенной любви, осталось от нее лишь неснятое проклятие - голос.
Так уж вышло, что сердце юноши никому не отвечало взаимностью. В наказание Артемида напророчила Нарциссу испытать однажды всепоглощающее чувство безответной любви, она сделала так, что Нарцисс влюбился, но не смог насладиться своей любовью. И в скором времени в знойный день юноша склонился над ручьём, чтобы утолить жажду и, увидев собственное отражение в зеркальной глади воды, замер. Нарцисс был очарован, влюблён до беспамятства. Сначала Нарцисс хотел протянуть руку, чтобы обнять смотревший на него из воды образ юноши, но через мгновения узнал в нем себя. С этого момента он смотрел завороженно на свое отражение, любуясь им.
Чтобы остаться навек с собой, и избавить себя от страданий, Нарцисс вонзил в себя кинжал, и с последним вздохом произнес: «О, юноша, безответно любимый, прощай!», - нимфа Эхо была еще рядом, и тихо страдая, повторяла: «О, юноша, безответно любимый, прощай!».
На месте, где душа покинула тело, вырос прекрасный одинокий белый цветок с поникшей головой и красным венчиком. А мифические богини возмездия - Фурии - поспешили им украсить свои головы.
По другому, не менее грустному и красивому преданию, Нарцисс неожиданно потерял сестру - близнеца. Склоняясь над ручьём в безутешном горе, он увидел в собственном отражении черты любимой сестры. Сколько не погружал он в воду руки, чтобы обнять родной образ, всё было тщетно… Так и умер, от горя, склонившись над водой. А цветок возник на месте, символизируя собой склонённый образ прекрасного юноши.
Суть сказаний - сердцу не прикажешь. Однако первая версия истолкована в назидание о фиксации сознания человека на самом себе. В современной психологии понятие "нарциссизм" используется в значении чрезмерного себялюбия, самолюбования.
Английский историк — переводчик Роберт Грейвс отмечает следующие факты: -issis и -inthos являются критскими окончаниями слов, и не исключает, что имя Наркис (нарцисс) и Гиакинт (гиацинт) являются именами одного и того же критского персонажа древнегреческих мифов, олицетворяющего весенний цветок. Его изображение и богини, оплакивающей его смерть, было найдено на золотом кольце в микенском акрополе. У разных древнегреческих авторов этот персонаж узнается под именем Антей, известным как второе имя греческого бога виноделия Диониса.
|