Весеннее мелколуковичное растение сцилла является родственницей гиацинта и орнитогаллума (птицемлечника), и относится вместе с этими растениями к одному семейству гиацинтовых (хотя некоторые ботаники относят сциллу к лилейным). Логично, что латинское название рода Scilla было подобрано ботаниками по аналогии с названием гиацинта в честь героя древнегреческих мифов Гиакинфа, и с учетом родственной связи растений голубая пролеска получила имя мифического божества, фигурировавшего в одних древних мифах рядом с Гиацинтом. Но что же собой представляет этот персонаж, именуемый Сциллой (по-гречески Скиллой), какую роль отвели ему мифы и почему так нарекли безобидную миниатюрную голубую пролеску? Предлагаю снова окунуться в мифологию, а точнее - в комментарии древнегреческих мифов, сделанные Робертом Грейвсом.
Вообще с названием сциллы все оказалось очень запутанным: прежде научное название рода Scilla (от древнегреческого skilla) получило другое растение, это был «морской лук» или ургинея приморская Urginea maritima - многолетнее луковичное семейства гиацинтовых. То-есть, ургинея была первенцем в роду сцилл, но когда ее внимательно изучили, и род пополнился новыми представителями (а это порядка 80-90 видов), то ботаники вынесли ургинею в отдельный род ургиней. А всем остальным видам скилл, причисленным к роду, решили оставить мифическое название (хотя по моему мнению, больше прав и претензий носить родовое имя Scilla по логике вещей и по мифическим обстоятельствам имеет ургинея).
И вот почему: в произведениях искусства мифическая богиня Скилла была морским божеством и изображалась в виде чудовища с собачьими головами и двумя дельфиньими хвостами. По мифам Гомера, Аполлодора, Геродота, Павсания, Плутарха, Пиндара, собачьих голов у нее было аж 6 штук, а еще 12 ног. Имя Скилла «разрывающая», благодаря все тем же древнегреческим мифам, часто упоминается вместе с именем Харбиды «засасывающая» - как два морских чудовища, несущих смертельную угрозу любому человеку, проплывавшему мимо них (скалы и течения с названиями Сцилла и Харбида были расположены по обе стороны Мессенского пролива недалеко от Сицилии). Сегодня крылатое выражение «между Сциллой и Харбидой» означает опасность, подстерегающую с двух сторон. За что же ботаники увековечили имя чудовища в таком нежном и деликатном цветочке - голубой пролеске?
По разным мифам (написанным разными авторами древней Греции с небольшой разницей по времени), Скилла могла быть дочерью различных, но похожих своими функциями и миссии, персонажей, одними из которых считают собакоглавую богиню Гекату и Форкия. Вероятнее всего, это была красивая и любвеобильная молодая нимфа, за которой первоначально увивались женихи-боги, в любовниках у Скиллы побывали многие покровители о. Крита. Но по стечению обстоятельств, Скилла однажды вступила в любовную связь с богом моря Посейдоном. А ревнивая жена Посейдона, богиня повелительница моря Амфитрита, отомстила тем, что подсыпала в купальню Скиллы зелье, и после купания нимфа превратилась в ужасное чудовище.
По другому мифу Скилла была дочерью мигарского царя Ниса, когда на их землю пришел завоеватель и покоритель острова Крит царь Минос. Скилла любила сидеть на башне, построенной над морем, и играть с галькой, роняя ее на крупный камень у подножия башни, на котором когда-то лежала арфа Аполлона - от этого рождались звуки прекрасной музыки, а Скилла создавала мелодии и развлекалась. Когда Скилла увидела Миноса, то была поражена в самое сердце его красотой и воспылала к нему страстью (в мифах страсть Скиллы к Миносу часто является следствием колдовства богини Афродиты или богини Геры, так что Скилла могла воспылать добровольно-принудительно).
Чтобы герой согласился стать ее любовником, Скилла пошла на преступление: ночью она подкралась к спящему отцу, срезала с его головы локон, который был сокраментальным для сохранения жизни и трона отцу, украла ключи от городских ворот и пошла на сделку с Миносом. Когда новый царь убил отца и завоевал город, он разделил любовное ложе с нерадивой дочерью, а после отправился домой на о. Крит без нее. Влюбленная Скилла бросилась в морскую пучину и поплыла вслед за кораблем Миноса, цепляясь за корму. Но душа ее отца в образе орла появилась над головой и стала терзать девушку. Пораженная Скилла утонула в море, а душа ее вознеслась в небо испуганной морской птичкой с синей головкой, известной под названием кирис. По разным мифам, душа Скиллы превратилась в одноименную рыбку, а утопить ее приказал сам Минос.
Какое же из вышеперечисленных обстоятельств имело место быть первым, и как Скилла могла одновременно закончить жизнь и птичкой кирис, и морским чудовищем, которое еще продолжало выполнять в мифах свою черную миссию? Ответы на эти вопросы дает Роберт Грейвс: Овидий в мифе Искусство любви отождествляет Скиллу с ее тезкой, которую Афродита превратила в собаку-чудовище за то, что ее соблазнил Посейдон, и утверждает, что она прячет в своем теле диких собак и львов в наказание за то, что отрезала локон у отца Ниса. Овидий редко допускает ошибки в мифологии, и здесь он, возможно, ссылается на легенду о том, что гибель и перерождение Скиллы в морское чудовище стало результатом проклятия Пасифаи (Амфитриты, ревнивой жены загулявшего Посейдона). Получается, что Скилла успела согрешить с Посейдоном, и прежде, чем стать чудовищем, успела предать смерти своего отца из-за собственного грехопадения с Миносом, и уже после этого ее настигло проклятие Амфитриты - Минос наполнил чрево Скиллы щенками.
Название рода сцилла ботаники дали ургинее за то, что произрастает она по берегам моря стран Средиземноморья, где Минос обрек мифическую одноименную нимфу к печальной участи. Имя нимфы Скилла в легенде связано с двояким перевоплощением из образа в образ, в ботаническом мире имя рода сцилла преследует та же судьба: из морского лука она перекочевала в лесную голубую пролеску. Так, может быть, легенда о неприкаянной душе Скиллы все еще продолжается?
|